Что вам должна железная дорога

Денежная компенсация за опоздание поезда

Права пассажира поезда

Нервничать из-за накладок в расписании поездов приходилось практически каждому. Особенно от точного времени прибытия в пункт назначения зависят транзитные пассажиры, которым нужно успеть на другой поезд. Как быть в подобной ситуации? К кому предъявлять претензии, если опоздание поезда нарушило ваши планы?

По Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов (утверждены Постановлением правительства РФ №62 от 29.01.2001), клиент вправе отказаться от проезда в случае задержки отправления поезда, и железная дорога должна вернуть ему деньги, уплаченные за билет.

Есть исключительные обстоятельства, когда возмещать ущерб вам, по закону, никто не обязан. По ст.ст. 794 и 795 Гражданского кодекса, железная дорога имеет право отменить, задержать или перенести отправку поезда, а также изменить маршрут, если речь идёт о чрезвычайных обстоятельствах. Это, в частности, стихийные бедствия, военные действия, теракты, исправление технических неполадок, угрожающих жизни или здоровью пассажиров. А также другие ситуации, не зависящие от перевозчика (например, поезд задерживается из-за того, что идущему впереди него эшелону с ядерными отходами перегородили дорогу бастующие экологи). Если же поезд опаздывает по вине железнодорожной компании, то, согласно выше упомянутым Правилам перевозки пассажиров, она обязана выплатить пассажиру штраф за задержку в отправлении поезда или его опоздания – 3 проц. от стоимости билета за каждый час задержки. Чтобы впоследствии добиваться компенсации, нужно потребовать у дежурного по станции справку о причине опоздания, которую, согласно ст.ст. 8, 9 и 10 Закона «О защите прав потребителей», вам обязаны предоставить.

Как уверяют в пресс-службе Министерства путей сообщения, вернуть деньги вполне реально, поскольку железнодорожники в отличие от авиаторов не могут, к примеру, сетовать на «нелётную» погоду – поезда должны ходить независимо от погодных капризов. В соответствии со ст.13 Закона «О защите прав потребителей», компания-перевозчик также обязана возместить клиентам расходы, которые им пришлось нести из-за опоздания поезда. Поэтому если, к примеру, есть перспектива ждать поезд всю ночь, вы вправе разместиться в привокзальной гостинице, а потом смело предъявить счёт железнодорожной компании. Также вам должны компенсировать любые другие убытки (например, стоимость пропавшего билета на другой поезд или самолёт).

Чтобы получить компенсацию, пассажиру нужно в течение 45 дней предъявить претензию к железной дороге (подать лично или отправить заказным письмом) – на станции отправления или назначения. Форма претензии произвольная: «В администрацию компании от Петрова П.П. (адрес, телефон). 12 июня 2005 года я воспользовался услугами по перевозке, предоставленными компанией на основании билета №. Услуги были оказаны с недостатками. Мне причинены следующие убытки (подтверждающие документы). В связи с этим требую компенсации ущерба в размере...» К претензии нужно приложить копии билета и справки от дежурного по станции. Компания обязана рассмотреть претензию и в течение 30 дней прислать вам письменное уведомление о результатах.

Справки

Стоимость проездного документа (билета) складывается из собственно цены билета (услуги по перевозке), платы за плацкарту (место в вагоне) и обязательного страхового сбора. Если билет куплен не на вокзале, а в железнодорожных агентствах, к его стоимости добавляется комиссионный сбор, сумму которого устанавливает сам продавец. И если поездка не состоялась, сбор вам в любом случае не вернут.

По Правилам перевозки пассажиров, если вы сдаёте билет за 15 часов до отправления поезда, вам должны вернуть деньги, уплаченные за билет и плацкарту. При возврате билета не позднее чем за 4 часа до того, как состав тронется от перрона, вы вправе получить обратно полную стоимость билета, но лишь половину цены плацкарты. Тогда как сдавая билет меньше чем за 4 часа до убытия состава, можно получить обратно лишь деньги за билет (стоимость плацкарты не компенсируют).

На основании ст. 80 «Устава железнодорожного транспорта РФ», утверждённого Федеральным законом №18 от 10.01.2003, пассажир, имея на руках билет на поезд, вправе бесплатно пользоваться не только залами ожидания, но и туалетами. (При этом если на вокзале нет бесплатных уборных, то вы, предъявив билет, вправе бесплатно пойти в платные.) Причём вокзальным туалетом можно пользоваться не только на станции отправления, но ещё целый час после прибытия поезда в пункт назначения. А транзитные пассажиры вправе бесплатно посещать уборную всё время ожидания другого поезда. Если вас отказались бесплатно пропустить в уборную – обращайтесь к начальнику станции или вокзала, обосновывая своё право Уставом железных дорог.

Постой, паровоз!

Любой пассажир также рискует оказаться в ситуации, когда поездка срывается по его собственной вине. По Правилам перевозки, если пассажир опоздал на поезд не больше чем на три часа, ему должны выдать другой билет. Правда, придётся доплатить за место в вагоне – плацкарту (это примерно 25 проц. от стоимости билета). Либо вам должны вернуть деньги (за вычетом стоимости плацкарты). Если вы опоздали из-за болезни или несчастного случая, то право на переоформление билета или возврат денег сохраняется за вами в течение трёх суток. Причины задержки нужно будет документально подтверждать (к примеру, если произошла авария, доказательством послужит справка от сотрудников дорожно-транспортной инспекции).

Если вы отстали от поезда во время остановки, а вещи и билет остались в вагоне, нужно немедленно обратиться к начальнику станции или вокзала. Тот обязан уведомить коллег ближайшей по ходу следования поезда станции, где состав будет стоять не менее 10 минут, о том, чтобы они сняли ваши вещи и билет с поезда. Затем вас обязаны бесплатно доставить поездом до станции, где «высадили» вещи. Там вам должны безвозмездно продлить срок действия билета на поезд, следующий по нужному вам направлению.

Кстати, пассажир также вправе отстать от поезда по собственному желанию. Правда, в этом случае придётся вновь оплатить стоимость плацкарты. Можно прервать путешествие на любой станции по ходу следования и остаться там не больше чем на 10 дней. Правда, такая остановка разрешается лишь один раз за поездку. Для этого нужно в течение четырёх часов с момента прибытия на промежуточную станцию обратиться к её начальнику, чтобы он поставил штамп в билете. Затем в кассе вам выдадут новый билет до пункта конечного назначения.

За комфорт отвечает проводник

Обязанности проводника закреплены Типовой инструкцией для проводника пассажирского вагона, утверждённой Министерством путей сообщения, и Санитарными правилами, действующими на пассажирском транспорте Минздрава. Проводник отвечает за чистоту и поддержание нормальной температуры в вагоне. По Санитарным правилам, влажную уборку в вагоне требуется проводить не меньше двух раз в сутки, а в туалете – не менее четырёх раз. Температура в вагоне должна быть 20–24 градуса летом и от 18 до 24 градусов зимой. Бельё должно быть упаковано в герметичный пакет. Если бельё пассажиру показалось грязным, проводник обязан выдать другой комплект. Пассажир платит за бельё один раз за поездку. В длительных поездках постель должны менять каждые 6 дней, не требуя дополнительной оплаты. По Типовой инструкции МПС, проводник обязан доставлять спальные принадлежности на места пассажиров, стелить постели больным, пожилым, инвалидам и пассажирам с малолетними детьми. Пассажир может не сдавать бельё – это обязанность проводника (правда, с этой целью он вправе разбудить пассажира за 30 минут до прибытия на станцию назначения).

Кроме того, проводник – ответственный за безопасность в вагоне. И, в частности, о любых беспорядках (драках, хулиганстве) он должен сообщить по рации внутренней связи начальнику поезда. Начальник обязан разобраться с нарушителями, связавшись с нарядом милиции, сопровождающим поезд. Как сообщили еженедельнику «Интерфакс ВРЕМЯ» в Пассажирском департаменте «Российских железных дорог» (РЖД), все поезда российского формирования сопровождаются милицией (на других поездах милиционеров может и не быть – тогда начальник поезда должен отправить просьбу прислать к вагону наряд на ближайшую по ходу следования поезда станцию).

Если же проводник на жалобы пассажиров не реагирует, им нужно самим обратиться к начальнику поезда (как правило, тот едет в 8-м, 9-м или 10-м вагоне). У начальника поезда есть книга жалоб (она должна регулярно проверяться специальной инспекцией по жалобам), куда можно написать обо всех неудобствах поездки и нарушениях проводников. В случаях, когда начальник поезда никакие меры не принимает (либо сам ведёт себя неадекватно), можно пожаловаться в Департамент дальних перевозок «Российских железных дорог» по телефону 8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из всех регионов РФ).

Если вы жалуетесь на проводника или начальника поезда, нужно указать № поезда, маршрут и (по возможности) фамилию виновных. В РЖД утверждают, что по всем обращениям быстро принимают меры (максимальный срок рассмотрения жалоб 3–4 дня). Операторы передают обращение в службу пассажирских перевозок Управления железной дороги, где случился инцидент. Сотрудники управления пошлют к поезду дополнительный наряд милиции, если потребуется. Кроме того, пассажир вправе на ближайшей остановке самостоятельно обратиться в милицию и потребовать её сотрудников составить протокол о правонарушениях (хулиганских действиях попутчиков, алкогольном опьянении поездной бригады).

Сбросьте лишний вес в багажное отделение

Согласно Правилам перевозки пассажиров, вы вправе провезти с собой бесплатно одного ребёнка младше 5 лет. Правда, на каждого ребёнка (даже на новорождённых) надо оформлять заранее отдельный билет (для этого потребуется свидетельство о рождении ребёнка). При этом бесплатный билет на ребёнка не даёт права на дополнительное место. Если же вы хотите, чтобы ребёнок спал отдельно, нужно заплатить только за плацкарту.

Кроме того, всем пассажирам разрешается без дополнительной оплаты провозить в вагоне 36 кг ручной клади. За лишние килограммы придётся доплатить. При этом предельная норма клади, которую можно везти c собой в вагоне, – 50 кг. (Пассажиры СВ вправе бесплатно провозить с собой все полцентнера клади.) Вес клади проводник определяет визуально. Но если он заподозрит, что чемоданы тяжелее нормы, то отправит вас к начальнику поезда, который решает, посылать ли вас на вокзал взвешивать кладь. Чтобы избежать разбирательств с начальником поезда и проводниками, нужно прибыть на вокзал заранее, взвесить чемоданы в багажном отделении (там вам выдадут квитанцию) и, если потребуется, оплатить за перевес на месте.

Грузу тяжелее 50 кг за отдельную плату придётся «прокатиться» в багажном отделении. В соответствии с п. 75 Правил перевозки пассажиров, одному пассажиру разрешено провозить в багажном отделении не более 200 кг, если в багажном вагоне есть место. О провозе особо крупных грузов нужно беспокоиться заранее. Сдать багаж можно за 45 суток до отправки поезда (правда, тогда придётся платить за хранение груза) и не позднее чем за 20 минут до отправления поезда. (Если в поезде нет багажного вагона, вещи отправят первым же следующим за вами поездом соответствующего направления, где такой отсек есть, или в почтово-багажном поезде. Эту информацию можно выяснить при покупке билета). Пассажиру, сдавшему багаж, обязаны выдать квитанцию.

Юристы Конфедерации обществ защиты прав потребителей советуют: если вы перевозите дорогие вещи, объявите при сдаче багажа их ценность (это будет указано в багажной квитанции) и заплатите за перевозку по сверхнормативным тарифам. Тогда, если с вашими вещами что-то случится, то на основании ст. 35 Закона «О защите прав потребителей» железная дорога должна будет компенсировать стоимость багажа в двукратном размере. Багаж сдаётся уже упакованным, и проверять его содержимое при погрузке никто не будет.

Правда, в этом варианте есть два существенных «но». Во-первых, согласно п. 43 Правил перевозки запрещено провозить в багажном отделении деньги, облигации, документы, бьющиеся предметы (стекло, фарфор) – их стоимость в случае утери или повреждения вам никто не вернёт. Во-вторых, железнодорожная компания может с помощью независимых экспертов доказать, что вы завысили стоимость груза, и тогда сумма компенсации будет исчисляться исходя из размера действительной цены багажа.

Пассажир вправе считать багаж утраченным и требовать компенсации, если багаж не прибудет в течение 10 суток после окончания срока доставки.

Куда обращаться

Вы можете задать свой вопрос по телефону 8-800-200-67-67 (звонок бесплатный из всех регионов РФ)

Также, через специальную форму на сайте РДЖ, вы можете отправить жалобу:


Комментарии

поезд Севастополь-Санкт-Петербург

Хочу поделиться впечатлениями от поездки поездом Санкт-Петербург-Севастополь. Выезжали из С-Пб 13 августа, ехать до нужной станции (Новоалексеевка) 30 часов. В нашем вагоне, впрочем как и в большинстве остальных было очень душно, кондиционер не работал. От такой духоты мне стало плохо. Спасибо бригадиру поезда за предложение провести остаток пути в свободном купе другого вагона (мы ехали в плацкартном), в вагоне работал кондиционер. Объясните кто-нибудь почему не во всех вагонах не работают кондиционеры, почему люди должны ехать в таких условиях? Я ехала с двумя детьми, а если бы со мной случилось что-либо худшее? Даже подумать страшно. А пожилым людям как быть? Цены на билеты не снижаются, а вот качество обслуживания заставляет желать лучшего. И второй момент, о котором хочется сказать. Поезд 008 Севастополь-Санкт-Петербург, 4 сентября, ст.Новоалексеевка, вагон 1, время посадки 3 часа ночи, стоянка поезда 2 минуты-проводник дверь вообще не открыл! Я опять же со своими двумя детьми, сумками и чемоданом должна была рысью бежать к соседнему вагону, да и не только я. Было сказано, что в нашем вагоне вообще нет проводника! Даже возразить нечего!!! А проводник весь следующий день тусил в вагоне, что-то вытирал, подметал.... Опять же я могу сказать- а если бы.... Но, к счастью, в поезд мы погрузится успели и слава Богу! Все же не зря говорят, что наши поезда-самые поездатые поезда!

вагон

почему пассажиры думают что платят за проезд лично поездной бригаде? проводник не виноват что вагон построен в ТВЗ хоть бы кто по сочувствовал проводнику

работа справочного бюро

невозможно узнать информацию по их всероссийскому справочному бюро 88007750000: то постоянно занято, то автоответчик не поймет наименование города буздяк, туймазы. ВЕРНИТЕ СПРАВОЧНЫЕ В НАШ ГОРОД БУГУЛЬМУ КАКОЙ ЧИНОВНИК ПРИДУМАЛ ЭТОООООО, сам то звонил, дозванивался??????

Давно не встречала таких проводников

В субботу 25 сентября 2010 г. были в Харькове. Вечером собрались уезжать, но билеты в вагоне со свободной нижней полкой, необходимой для ребенка были только на 01.50. Мы не стали роптать на судьбу - погода была хорошая. Решили подождать - погуляли еще 5 часов - до поезда. Наконец, поезд 224 Феодосия-Москва прибыл. Мы вошли в 8 вагон, согласно купленным билетам. Но порадоваться мы не успели. Нижняя полка для ребенка была свободна, а вот верхняя - над ней, с которой мне надо было наблюдать за сыном оказалась занята. Проводник, который по рассказам других пассажиров, раньше ездил в Болгарию, ко мне решил почему-то обращаться на "ты", чего я ему не позволила (а он, вместо положенного "извините" сказал "ладно"), и сказал, что у него в Феодосии были парные билеты и поэтому он поменял пассажиров местами. И теперь, по его словам, я должна была ехать на верхней полке в соседнем отсеке плацкартного вагона, а если мне не нравится, я могу не садиться в вагон. Тогда я спросила, где находится бригадир, на что получила ответ, что он сейчас спит и говорить со мной не будет. На мое предложение показать мне второй билет на мое же место, проводник пошел его "искать", но потом сказал мне, что он менял людей местами, поэтому билет он мне показать не может.
Парень, лежавший на моей полке, спокойно спал (или притворялся?). По иронии судьбы через час - в Казачьей Лопани сотрудники украинской таможни сняли его с поезда. Думаете, проводник пришел убрать его вещи, чтобы освободить мое место? Как бы не так. Это я сделала сама, обретя наконец место, за которое, между прочим, платила деньги и которого ожидала 5 часов до прихода поезда.
А утром, когда мы приехали в Курск, он вышел открывать дверь пассажирам после того, как поезд, стоящий всего 7 минут, уже остановился, и желающие выйти принялись тарабанить ему в дверь. Платформа была низкая и он поднял подножку, но даже не потрудился вытереть поручни (это, как мне казалось раньше, у всех проводников "на автомате").
Вот такая история. Не хотите так? Не садитесь в поезд 224 Феодосия-Москва, или, пусть там неведут порядок.
Честно говоря, я уже давно не встречала такого хамства на железной дороге. В последние годы мне приходилось много ездить - и кассиры и проводники были со мной весьма корректны.
Даже и не знаю, что и думать...